Приказ Министерства просвещения РФ № 732 от 12 августа 2022 г. 

Приказ об утверждении ФООП СОО № 1014 от 23.11.2022 г.

Приказ МОК План-график введения ФГОС СОО № 1173 от 10.04.2023 г. 

Приказ № 419.1 О рабочей группе и план по ФГОС

План работы с родителями при переходе на обновленные ФГОС

Презентация "Об особенностях реализации ФГОС среднего образования"

Памятка для родителей по обновленным ФГОС СОО с 01.09.2023

Что важно знать о внедрении ФООП родителям (законным представителям)

Изменения во ФГОС СОО: сравнение старых и новых требований

Переход на новый ФГОС СОО с 1 сентября 2023 года

В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) среднего общего образования (далее – СОО). Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее соответственно – ФГОС, обновленный ФГОС СОО).

Реализацию образовательной программы среднего общего образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО рекомендуется начать с 1 сентября 2023 года в 10 классах.

Изменения во ФГОС СОО: сравнение старых и новых требований

Минпросвещения утвердило поправки в стандарт СОО (приказ от 12.08.2022 № 732). В обновленном документе конкретизировали требования к планируемым результатам и структуре образовательных программ.
Планируемые результаты
В новой редакции ФГОС СОО, как и прежде, требуют применять системно-
деятельностный подход. Однако подробнее описывают результаты освоения ООП СОО – личностные, метапредметные, предметные. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. А заместителю директора – контролировать качество обучения.
Личностные результаты
Личностные результаты сгруппировали по направлениям воспитания:
• гражданское;
• патриотическое;
• духовно-нравственное;
• эстетическое;
• физическое;
• трудовое;
• экологическое;
• ценность научного познания.
На первое место в перечне личностных результатов поставили гражданскую идентичность и патриотизм. Школа должна формировать уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, старшему поколению и труду, закону и правопорядку. Также необходимо воспитывать ценностное отношение к государственным символам, памятникам, традициям народов России и достижениям России в науке, искусстве и спорте. На уровне СОО школьников необходимо вовлекать в волонтерскую деятельность и школьное самоуправление.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты конкретизировали по видам УУД и сгруппировали по трем направлениям:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
• овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.
Для каждого УУД выделили критерии сформированности. Например, один из критериев, по которому будут оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика делать осознанный выбор, аргументировать его и брать ответственность за решение. А еще включили УУД «Эмоциональный интеллект». Теперь старшеклассников будут учить понимать свое эмоциональное состояние, выстраивать отношения с другими людьми и разрешать конфликты.
Предметные результаты
В новой редакции ФГОС СОО определили четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Например, по русскому языку выпускник должен уметь пересказать текст из 300 слов и написать сочинение, в котором будет не менее 150 слов. По литературе закрепили перечень обязательных литературных произведений для изучения.
В учебный предмет «Математика» включили учебный курс «Вероятность и статистика». Отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». В рамках курса истории школьники будут изучать геополитический кризис 2022 года и его влияние на мировую систему. После изучения истории на базовом уровне школьники должны понимать причины и следствия распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века.
Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня. Это учебные предметы «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия» и «Биология».
В перечень предметов, которые сдают в форме ГИА, включили родной язык и родную литературу. Эти предметы выпускники могут сдавать по выбору.
Предметные области и предметы
В новой редакции ФГОС СОО изменили названия двух предметных областей:
«Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь эти области называются
«Общественно-научные предметы» и «Естественно-научные предметы» соответственно.
Еще изменили перечень учебных дисциплин в старшей школе. Из перечня исключили учебные предметы «Экономика», «Право», «Астрономия», «Естествознание», «Россия в мире» и «Экология». В учебный предмет «Математика», наряду с учебными курсами «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», включили еще один курс – «Вероятность и статистика». В учебный предмет «История» включили учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». Также изменили перечень предметов для изучения на базовом и углубленном уровнях. Все изменения смотрите в таблице.

Предметная область

Учебные предметы и уровни изучения по ФГОС СОО

Учебные предметы и уровни изучения в новой редакции ФГОС СОО

Русский язык и литература

Русский язык (базовый и углубленный уровень)

Русский язык (базовый уровень)

Литература (базовый и углубленный уровень)

Литература (базовый и углубленный уровень)

Родной язык и родная литература

Родной язык (базовый и углубленный уровень)

Родной язык (базовый уровень)

Родная литература (базовый и углубленный уровень)

Родная литература (базовый уровень)

Иностранные языки

Иностранный язык (базовый и углубленный уровень)

Иностранный язык (базовый и углубленный уровень)

Второй иностранный язык (базовый и углубленный уровень)

Второй иностранный язык (базовый уровень)

Математика и информатика

Математика

включая алгебру и начала математического анализа, геометрию

(базовый и углубленный уровень)

Математика

включая курсы «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика»)

(базовый и углубленный уровень)

Информатика (базовый и углубленный уровень)

Информатика (базовый и углубленный уровень)

Общественно-научные предметы (предыдущее название – «Общественные

науки»)

История (базовый и углубленный уровень)

История

включая учебные курсы «История

России» и «Всеобщая история» (базовый и углубленный уровень)

География (базовый и углубленный уровень)

География (базовый и углубленный уровень)

Обществознание (базовый уровень)

Обществознание (базовый и углубленный уровень)

Экономика (базовый и углубленный уровень)

Право (базовый и углубленный уровень)

Россия в мире (базовый уровень)

Естественнонаучные предметы (предыдущее название –

Физика (базовый и углубленный уровень)

Физика (базовый и углубленный уровень)

Химия (базовый и углубленный уровень)

Химия (базовый и углубленный уровень)

«Естественные науки»)

Биология (базовый и углубленный уровень)

Биология (базовый и углубленный уровень)

Астрономия

Естествознание

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура (базовый уровень)

Физическая культура (базовый уровень)

Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

Основы безопасности

жизнедеятельности (базовый уровень)

Экология (базовый уровень)


В новой редакции ФГОС СОО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу. Это позитивное изменение для школ, которые не могут обеспечить качественное изучение этих предметов. Чтобы ввести эти предметы, нужны письменные заявления родителей.

Объем аудиторной нагрузки

В старшей школе изменили объем учебной нагрузки. На уровне среднего общего образования максимальный объем сократили на 74 часа. Теперь максимальный объем аудиторной нагрузки старшеклассника составит 2516 учебных часов.

Границы аудиторной нагрузки

 

ФГОС СОО в предыдущей редакции

ФГОС СОО в новой редакции

Минимум

 

2170

2170

Максимум

 

2590

2516


Учебный план

В учебном плане на уровне СОО увеличили количество учебных предметов.

Старшеклассники всех профилей обучения будут изучать 13 обязательных предметов: русский язык, литературу, математику, информатику, иностранный язык, физику, химию, биологию, историю, обществознание, географию, физкультуру и ОБЖ. В учебных планах АООП физическую культуру заменят на адаптивную физическую культуру.

Напомним, что сейчас учебный план профиля включает минимум 11 учебных предметов. При этом, старшеклассники всех профилей изучают восемь обязательных предметов: русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю (или предмет «Россия в мире»), физкультуру, ОБЖ и астрономию.

А еще изменили подход к формированию учебных планов. До изменений в учебный план профиля включали не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, а три или четыре профильных предмета школьники осваивали углубленно. Теперь в учебном плане каждого профиля будет единый перечень из 13 обязательных предметов. Из них минимум два предмета школьники будут изучать углубленно.

Программа коррекционной работы

В новой редакции ФГОС СОО уточнили требования к программе коррекционной работы.  Теперь в средней школе будут корректировать недостатки психического и физического развития учеников и помогать в освоении программы. В рамках программы в школе будут осуществлять комплексное индивидуально ориентированное психолого-медикопедагогическое сопровождение всех старшеклассников, которым нужна помощь в освоении ООП. Сопровождение школьников с ОВЗ будут проводить по рекомендациям ПМПК.

Также для школьников с ОВЗ школы создадут специальные условия обучения и воспитания, разработают адаптированное учебно-дидактическое обеспечение. А еще в школах будут следить за уровнем нагрузки школьников с ОВЗ, предоставят услуги ассистента и техническую помощь.

Структуру программы коррекционной работы уточнили и дополнили. Теперь она должна включать:

1. Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении среднего общего образования.

2. Перечень и содержание индивидуально ориентированных направлений работы.

3. Систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки учеников с ОВЗ, которое включает комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения ООП СОО.

4. Механизм взаимодействия, который предусматривает общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики педагогических работников, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательной организации и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

5. Планируемые результаты коррекционной работы.